Кавказ 2004. Дигория. | Клуб "Альпика" | Альпинизм, туризм и скалолазание в г. Йошкар-Ола | Экстремальный спорт в Марий Эл

О клубе

Альпика - это не не только спортивный клуб, а гораздо большее: настоящая Школа жизни, где каждый "учащийся" познаёт себя и учится... учится быть Человеком с Большой буквы..

Прежде чем читать этот опус, господа бывалые и профессиональные, а также все интересующиеся, прошу учесть, что ситуация с альпинизмом у нас в республике, на самом деле аховая, также, впрочем, как и во многих местах. «Старики», советского разлива «зубры» не ходят в горы по причине глобальной занятости или потери формы, среднее поколение отсутствует почти напрочь – исключая, может быть, нашего директора. Инструкторов нет. Поэтому начинаем мы, можно сказать, почти с нуля. И для нас пока простенькие вершины, на которые другие ходят для разминки, кажутся достижением. Данный текст – это всего лишь отчет о поездке, а вовсе не попытка показать «крутость» или похвастаться.

Никто на самом деле не знал, получится или нет у нас в этом году поехать в горы. Желающих было немного, перед самым отъездом «дезертировал» Дэн, который на самом деле очень органично вписывался в отделение. На работе не отпускали Андрея, на вокзале Сашка долго раздумывал, брать или не брать билеты….Но в конце концов все «срослось» так, что лучше и мечтать нельзя было – все везде успевали, и даже Андрюха Ведерников, приехавший в город только утром, к вечеру успел разделаться со всеми делами и сесть в поезд.Место назначения – лагерь «Дигория», Северная Осетия. Сейчас уже от этих слов веет другим ветром, но тогда было совсем не страшно…Да и чего бояться – дружелюбные люди, удобный лагерь, «живой», работающий, не задавленный рыночной экономикой. В Мин. Водах, докуда мы смогли взять билеты, нас быстренько «продали» и «перепродали» местные горячие парни – водилы маршруток. В конце концов мы поехали с типом по имени Вазген, который гнал на дикой скорости даже по горной дороге и виртуозно матерился, но в целом вышло не так уж и дорого – 4300 за «газель» до лагеря. Добрались и устроились, учитывая все формальности и закупку продуктов на оптушке, только к вечеру, часам к пяти. В нижнем лагере нам нашли свободные палатки –,армейские брезентухи, натянутые на арматурины, с дощатым настилом вместо пола. Если внутрь поставить дуговую палаточку без тента, получается очень миленько, и тепло, и дождик не мочит. Одна из палаток была назначена «штабной» — в ней собирались всей толпой кушать, обсуждать планы, разбирать полеты. Поскольку это оказалась наша палатка – то мы успели оценить все недостатки и преимущества этого обстоятельстваJ).В первый день ничего определенного нам не сказали – суровая Галина Васильевна, начуч лагеря, туманно высказалась, что все инструктора на маршруте, и решать что-то можно будет лишь завтра. Но уже к вечеру в палаточном лагере нарисовались двое киевлян– Иван Оксентьевич и Юрий Михайлович. Их попросили быть нашими инструкторами. Плюс был в том, что уже на следующий день мы смогли выйти на занятия. Минус – в том, что нас так и не поделили на отделения, и весь сезон мы опять проходили «паровозиком» — правда, к заключительной горе он сократился с 10 до 7 человек. Занятия прошли в «теплой дружеской обстановке», правда, кое-что из прошлогоднего мы успели подзабыть, а новички и не знали вовсе. Но инструктора сочли нас готовыми к выходу, и уже на третий день в лагере мы вышли на подход к Галдорским ночевкам. Чуть не сдохнув по дороге – вместо обещанных 4 часов у нас, неакклиматизированных, подъем занял все 8 – мы свалились спать как попало и вышли на следующий день на снежные занятия поздно – около 9 часов. Отработали основные приемы, из которых самый интересный, на мой взгляд – динамическая страховка, и вернулись в лагерь. Посушиться уже не удалось – испортилась погода. На следующий день была гора, 1б, пик Боткина. Все бы ничего, но уж больно ветреной и снежной она была. Пока подходили к ней по снегу, нас обогнало отделение, в котором ходил наш директор, Коля, они шли на Малый Галдор. В целом гора несложная, но на маршруте много снега, и в суровых тучах на фотографиях и вживую все это выглядело довольно устрашающе. К тому же по причине многочисленности отделения – в тот день мы были аж втринадцатером – некоторым пришлось подолгу стоять на перилах, повернувшись попой к пронизывающему ветру. Спустились часам к двум в лагерь, подготовились к завтрашней 2а – пик 3705. Подход был по осыпи, на которой, по утверждению инструктора, в холодные годы лежит снег. Однако в этот раз снега не было, кошки так и пролежали в рюкзаках без употребления. А солнечная погода позволила нам с утра полюбоваться панорамой Суганского хребта. Однако солнце-солнцем, а ветерочек тоже был не слабый – в пяти шагах уже не слышно ничего. Но от перемычки до первой вершины, как оказалось, всего три веревки (по 50 м.) и еще одна – до второй, куда из всех нас лазил только Сашка Емельянов, чем несказанно гордился. А в то время, как мы сидели на первой вершине 3705, на соседнюю – Акритова – вылез директор. До чего ж он там красиво работал с веревкой, несмотря на то, что некоторые пытались отвлекать его криками J!!!.В обсчем, как поднялись, так и спустились – без происшествий, если не считать обещания инструктора списать некоторых из нас. Однако внизу все оказалось не так страшно, и отдохнув, мы сбежали в лагерь, по дороге встретившись, уже в который раз, с Колиным отделением и с ним самим. Душ…нет, не так ДУУУУШ!!!!!…еда и здоровый сон.На следующий день выяснилось, что списать нас не списали, но пойти с нами наши инструктора не могут по техническим причинам. Поэтому надо ждать, пока нам кого-нибудь назначат. Первый день прошел в блаженном отдыхе, народ залечивал мозоли и «расхаживал» мышцы, уставшие на спуске. Второй ознаменовался баней, которая заслуживает отдельного абзаца.По выражению Андрюхи Ведерникова, это была не баня, «а какая-то сауна», и по этой причине париться в ней он отказался. Но сауна вполне приличная – парная, комната отдыха и бассейн с проточной ледниковой водой. Плату за баню не берут, необходимо только самим натопить ее и прибрать за собой. Но там проблемы с дровами, поэтому удовольствие это нам пришлось испытать лишь один раз, но зато по полной программе – это видно на фотках.На третий день директор наш ушел на пятерку, а нам назначили инструктора, отдаленно знакомого по выезду на Жигули саратовца Гришу. Он провел занятия по переправе через горные реки (мы тогда и знать не знали, что все это пригодится нам на практике) и велел готовиться к выходу в ущелье Гебе, где мы должны были сходить на 2а и 2б. Это был уже третий день отдыха. Наутро выяснилось, что пропуска в погранзону нам еще не сделали, и поэтому выйти мы не можем. В связи с этим мы прогулялись на Кубус (это горка над лагерем, куда совершаются обычно акклиматизационные выходы) и провели занятия по переноске пострадавших – тоже, кстати, очень живописные.На пятый день мы готовы были выйти. На Загадочные ночевки, куда не требуются пропуска. Но утром, когда мы дежурили по кухне, пришел Сова и сказал, что Гриша и другие инструктора ночью ушли на спасработы к Колиной группе – у них там побило камнями инструктора. А чуть попозже туда послали и наших ребят, и только что приехавших смоленцев. Мы за этот день прогулялись в соседнюю деревню — Стур-Дигору, отправили письма, но надежды найти там телефон не оправдались. Ребята вернулись благополучно, их отправляли туда только для подстраховки, и Виктор Михайлович (это Колин инструктор) ехал сам, сначала на лошадке, а потом на спасовском УАЗике.В общем, после вынужденного долгого отдыха мы на следующий день вышли на Загадки. Правда, пока оформляли маршрутные листы, можно было успеть пообедать – к тому времени в лагере началась голодуха, особенно среди молодых – кажется, Орел и Сова с середины смены вообще ни о чем, кроме еды, не говорили. Тем не менее, к 5 часам, как и было запланировано, под Гришино ворчание по поводу отсутствия техники ходьбы, мы дошли до ночевок (кое-кто дополз – это я про себя).Следующий день – 2а, пик Загадок, Восточная башня. Погода великолепная, на подходе снежок, но немного. Несмотря на потерю каски участником, двигаемся в заданном направлении. Немножко летят камни, одна особо ретивая связка умудряется обойти ключевой участок – внутренний угол 7 м. Не знаю, доставило ли им удовольствие это обстоятельство, но была удивлена, когда залезла по перилам и на предложение пройтись до вершины (там идется просто с попеременной страховкой) услышала: «Мы там были полтора часа назад!».Спустились тоже без происшествий. Приятная была вершинка. Соседям по палатке выпало дежурить с утра. Они не хотели. Может быть, поэтому за час до подъема в горах раздался страшный грохот – будто и вправду под конец Ильина дня Илья-пророк проехал на своей колеснице по окрестным горам. А потом хлынул такой ливень!

Вот такого безделья я еще не знала. Чтобы целый день спать в замкнутом пространстве палатки – это надо воспитать в организме некий энергосберегающий механизм. Из нас всех он присутствовал только у инструктора. Поэтому к вечеру, часов в 6, когда прекратился дождь, у меня было ощущение, что я вышла на волю после недели в птичьей клетке. Но это воля не прошла даром – поскользнулась, подвернула ногу…и с этого момента могу рассказывать о пройденных маршрутах только как посторонний наблюдатель.

Утром, несмотря на хмурое небо, народ ушел на 2б. Если будет время, они напишут и про сыпуху, по которой в светлое время суток подниматься до перемычки было бы просто страшно, а в темноте они ее проскочили даже без перил. И про горизонтальные перила, по которым кто-то там прыгал – не помню уже кто. И про спуск по закрытому леднику, и про впечатления каждого в отдельности – как Сашенька впервые ходил последним, и как себя чувствовал Андрюха Ведерников, наконец-то закрывший третий разряд. Все нипочем, гору победил, и теперь можно бросить вызов любому человеку! Мне же из этого дня запомнилось тягостное, томительное ожидание. Легче и проще идти вверх и работать, честное слово. Мы с Надюхой (она сходила 1б и потом ходила только на подходы) переделали все дела по лагерю, приготовили обед, помыли посуду… . Минуты потекли медленно-медленно. Да еще этот туман чертов – ничего не видно в двух шагах, и постоянно чудятся голоса какие-то, крики…В конце-концов я не выдержала этой полутишины, и через час после времени, обозначенного Гришей как время возвращения, просто заорала. Как же клево было услышать ответные крики из тумана! Мы с Надькой долго пересчитывали народ, и мне казалось – все что угодно, но ждать еще раз я не хочу.Тем не менее пришлось. Вернувшись в лагерь, мы обнаружили заждавшегося директора, который уже наотдыхался и готов был выйти хоть завтра. Но еще день ушел на отдых, постирку и оформление маршруток – пропуска пришли, и после долгих переговоров 7 человек из нашей группы (все минус я, Надька и Ведерников, который вообще остался в лагере) выпустили на 3а, Западная Таймази. Дали второго инструктора – Антона из Зеленограда. А на следующий день Коля, Гриша, Антон и Ольга, которая тоже работала инструктором, но не с нами, должны были идти 4а на эту же вершину. Подход был просто сказочный. Другое ущелье – до сих пор мы ходили только в Дигорийское – оказалось в полном смысле слова другим. Перейдя через опасный – три жердочки с перекладинами – мостик, мы сначала оказались в травяном, а потом в черничном царстве. На одном из привалов по команде «Ежики, пастись» полезли в земляничник и черничник, и я краем уха услышала, что, мол, пограничники правильно делают, что не пускают сюда никого. На самом деле – граница с Южной Осетией, но черника там преотменная, и, что немаловажно для марийцев, нет ни одного комара.Потом началось само ущелье, именно такое, каким я представляла ущелье в детстве – с обрывистыми «стенками» и каменистым дном, по которому текла быстрая речка. Ее, кстати, нам тоже пришлось переходить буквально по жердочке.

Вообще там были такие красоты, что словами описать очень трудно. А когда со стоянок смотришь вниз – видно деревню и те места, откуда только что пришли. Все маленькое…и мы маленькие. А горы – огромные, величественные – вздыхают по ночам, и от этого в леднике образуются трещины. Утром…хотя час ночи трудно назвать утром…шел дождь. Гриша, спросонья пробормотав что-то про «выход отложить» четких указаний не дал. В реальности выглядело это так: небо на севере было абсолютно ясным, а из-за перевала Таймази поднималась туча с мелким дождем и ветром. «Старый сван курит трубку за перевалом». Очень похоже. Через полчаса дождь кончился, и в тот момент, когда я собиралась встать и пойти готовить завтрак, прибежала Надька, и заполошным шепотом сообщила, что мы все проспали, и Антон уже ругается. Быстренько зажгли горелки, потом сидели и смотрели, как прямо напротив стоянки, на севере, из-за склона горы поднимается яркая-яркая планета. Сначала вообще казалось – это самолет или большой пожар, но далеко. Но потом она поднялась выше, и продолжала светить желтоватым светом, соперничая с луной. Народ накормили овсянкой, отправили в темноту. Их не стало видно – слышен был только стук ледорубов по камням. Сидела, разгоняла тучи. Рассвет был великолепным, я пожалела, что все фотики «ушли» наверх. На этот раз ждать было легче, потому что Антон снабдил меня маленькой рацией и биноклем, и я могла слышать, о чем они говорят между собой, а маленький участок пути – даже видеть. Правда, на спуске они не смогли сдернуть веревку и сидели за каким-то перегибом, так что рация не брала, и мы немного волновались, но в это время как раз снизу подошли Коля и Ольга, и вчетвером ждать стало веселее.Спустились они поздно вечером, когда уже начал накрапывать дождь. Уставшие, но все во впечатлениях. Поели. Ушли спать.Наутро мы с Надеждой снова готовили завтрак, тем, кто уходил на четверку. Честное слово, после того как тело перестает возмущаться, что его вытащили из теплого спальника на утренний морозец, о ранних подъемах нельзя пожалеть. Где еще увидишь такую красоту? Молчаливые величественные горы, звезды на небе, «звезды» на земле – огоньки деревни. Манная каша была обалденно вкусной, я ее всю скрысила и не оставила тем, кто должен был встать позднее – все равно для них был запланирован отдельный завтрак.Все-таки ждать вместе гораздо веселей. Тем более с рассудительным Сашей Емельяновым, который ухитрялся комментировать передвижения группы по стене – в бинокль большая часть 4а хорошо видна. Да и вообще, уж за директора и инструкторов волноваться – совсем ума не иметь. Но их маршрут – тоже отдельная история.Подождали группу и начали спускаться в лагерь, но поздновато – когда дошли до переправы «по жердочке», сумерки уже сгустились. В целях экономии времени перила натягивать не стали. Перешли вброд. И тут хлынул ливень, который вымочил нас буквально за 3 минуты. Вода потекла по штанам в ботинки, вызывая ругательства типа «гребаный гортекс». Молнии засверкали. Как мы вообще спустились там без потерь – до сих пор загадка. Потом был долгий – потому что половина группы без фонариков – спуск. По каменистой тропе, с которой я, например, то и дело падала, грязно матерясь, потому что других слов уже не осталось. Самое смешное ожидало нас, когда мы подошли к тому месту, где был мостик из жердочек. Оттуда до лагеря полчаса ходу, но моста не оказалось на месте. Его смыло напрочь. Вернувшись на удобную полянку (для этого пришлось перейти вброд два разлившихся потока) поставили палатки с быстротой молнии и, стянув с себя буквально все и надев немногое полусухое, что оставалось в рюкзаках, заснули.Утро было солнечным. Народ сушился. На связи сообщили, что ниже по течению реки есть железный мост, и мы, собравшись, потопали туда, опять переходя вброд мелкие и крупные ручьи. Мост там действительно был, но в этом месте река разделялась на два рукава, а мост был только через один. Вот тут-то мы и использовали знания по натягиванию навески на практике.Казалось бы – все. Завтра домой. Вечером торжественная часть, «раздача слонов» в виде альпинистских книжек и значков. Но на этом наши приключения не закончились. Оказалось, что в 10 км. ниже лагеря дорогу размыло селевым потоков, и во Владикавказ нам не уехать. Пришлось договариваться с водителем Газели, чтобы он подвез нас до селя, потом мы его перешли и с трудом впихнулись в рейсовый автобус, пришедший с турбазы «Дзинаги». 4 часа до Владикавказа в душном транспорте – тоже немалое испытание. Поэтому, пересидев день в городе, мы залезли в поезд и вздохнули с облегчением….Вот и все.

Воскресенье, Октябрь 1st, 2006 в 1:47 и находится в категории Альпинизм. Вы можете оставить комментарий или трэкбэк на своем сайте.

( ! ) Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/h17667/data/www/alpica.info/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405
Call Stack
#TimeMemoryFunctionLocation
10.0002407200{main}( ).../index.php:0
20.0002409000require( '/home/h17667/data/www/alpica.info/wp-blog-header.php' ).../index.php:17
30.130722992736require_once( '/home/h17667/data/www/alpica.info/wp-includes/template-loader.php' ).../wp-blog-header.php:19
40.131623032856include( '/home/h17667/data/www/alpica.info/wp-content/themes/alpica/single.php' ).../template-loader.php:75
50.150223433424comments_template( ).../single.php:109
60.151123440056WP_Comment_Query->__construct( ).../comment-template.php:1366
70.151123440056WP_Comment_Query->query( ).../class-wp-comment-query.php:307
80.151123440056WP_Comment_Query->get_comments( ).../class-wp-comment-query.php:345